Мила Штандель. Реализация творческого проекта. Факторы влияния.

 

mila shtandelНе секрет, что творчество – это довольно сложная штука. В нем есть и высокая поэзия вдохновения, и тяжелая проза конфликта между талантом и трудолюбием, и даже сухой канцелярит выматывающей рутины.

Аспект творчества в работе фотостокера, с моей точки зрения, не менее важен, чем коммерческая составляющая, не говоря уже о технической.
Почему я об это рассуждаю?
Во-первых, это интересно, и надеюсь, не только мне. С вероятностью 99,(9)% я не изобрету велосипеда, но, это ведь не так плохо, когда кто-то хочет поделиться своими мыслями. Во-вторых, несмотря на то, что я не фотограф, у меня есть опыт участия в околофотосъемочном процессе. По образованию и профессии я художник-дизайнер, тем и живу, и вот уже больше 2-х лет я ассистирую Леониду в его съемках, иногда сама бываю моделью, а кроме того мы постоянно консультируем друг друга по многим вопросам, связанным с творчеством, менеджментом и развитием. В конце концов, именно творчество и изобретательность позволяют нам произвести более качественный продукт. Сделать выдающиеся снимки, которые купят.
Эта статья-размышление освещает, в основном, работу фотографа или художника, но, вероятно, то, о чем я здесь разглагольствую, подходит ко многим видам работ и профессий. Думаю, элемент творчества присутствует почти во всех видах человеческой деятельности, даже в приготовлении яичницы. Особенно в приготовлении яичницы.
Так что вот он наши вопросы:
Как мне сделать свой творческий проект хорошо?
Есть ли какие-то настройки, которые я в силах подкрутить и как-то повысить успешность?
Как мне вообще не бросить всю эту тяжкую фигню (как я устал, мне все надоело) и довести свой проект до логического завершения?
Надеюсь, мы хоть немного приободримся.
Давайте начнем с себя.

Внутренние факторы.

То, что зависит от нас самих.

1. Желание.

Я ставлю «Желание» на первое место, потому что это основа. Это двигатель всего. Как и почему появилось ваше желание, мы не рассматриваем. Даже целеустремленность – это его производная. Словом, вот нехитрая мысль:

ВЫ ДОЛЖНЫ ХОТЕТЬ СДЕЛАТЬ ПРОЕКТ.

(И это единственный раз, когда я скажу вам «должны», самим себе должны, в первую очередь. И единственный раз, когда я позволю себе Caps Lock.)

Так обстоят дела. Нет желания — лучше делать что-то другое. Если в глубине души вы не хотите чего-то делать, мало что может вас заставить. Даже сильные и устрашающие внешние обстоятельства, вроде острой нужды в деньгах или других человеческих существ с яростным желанием принудить вас осуществить какой-либо проект. Немотивированный человек, так или иначе, спустит дело на тормозах, либо займется чем-то другим или выполнит работу по принципу «отмазки», и с этим ничего не поделаешь.

2. Понимание.

Очень важно понимать, что мы делаем, представлять себе конечный результат нашей работы и способ/метод реализации проекта. Задать себе вопросы и ответить на них более-менее определенно. Это вносит ясность и задает направление. Это наш алгоритм.

Рассмотрим ситуацию на примете работы фотостокера.

Что это за проект? – Серия предметных фотографий с фруктами для фотостока. Скорее всего, я сделаю серию из 100 фотографий, из которых 5-6 отберу для обработки и отправки.
Для чего он? Только для самореализации меня, как творческой личности? Или присутствует элемент коммерции? – В первую очередь, я зарабатываю этим деньги, но я хочу делать отличные снимки, и если мои фотографии фруктов будут не только покупаться, но и вызывать во мне и других чувство покоя и благоговейного восхищения разнообразием косточковых на планете, я, пожалуй, порадуюсь.
Каким образом я буду его делать? — Методы из нашей области: фотографировать, тщательно подготавливать реквизит, освещение, обрабатывать снимки в фото редакторе… и т.д
Какие существуют требования к его исполнению? — Размер самого снимка, разрешение, другие тех. требования, хороший свет, композиция и ничего, кроме фруктов в кадре. Там определенно не будет щенков и цветов. Они милые, но это лишнее.
При каких условиях я могу считать проект осуществленным? — У меня будут покупать столько-то фотографий из этого сета за такой-то промежуток времени.
Я это выполнил? – Да. Молодец. Похвалим себя.

Это очень грубый пример. Но это работает. Конечная станция – это то, к чему мы стремимся. И нам хотелось бы представлять, где она и как выглядит, иначе поезд идет в никуда, а топлива, как известно, не напасешься.

3. Мастерство.

Без него никак. Если мы чего-то не знаем и не умеем – то попросту не можем сделать. Здесь теория и практика идут рука об руку. И пусть они будут хорошо сбалансированы. В данном случае я выразилась бы так: обучение и рост гораздо быстрее происходят там, где соприкасаются чужой опыт и свой собственный.

Учебники и руководства – знания, накопленные другими людьми до нас, так или иначе проверенные временем, более-менее одобренные и работающие методы разной степени эффективности. Этим можно воспользоваться, не наступать на грабли самому. Только вдумайтесь, огромную часть работы люди прошлого уже сделали за нас. Все, что нам нужно – понять то что, они хотят нам сказать и учитывать это в роботе.

Еще более важен собственный опыт. Сложно прочувствовать тот или иной аспект, пока не сделаешь работу своими руками. Практика – это то, что делает проект реальностью, переводит его из мира идей в мир материи. (почти всегда с той или иной степенью корявости, эх, нет в мире совершенства)))))

Чего уж точно не стоит делать, как я убедилась, это бросаться в крайности. Если штудировать томами учебники по фототехнике, колористике или композиции, но не фотографировать самому, то знания не усваиваются, не оседают. Их просто сдувает за ненадобностью. В то же время желание все и вся опробовать на своей шкуре, избегая любых указаний и советов со стороны (даже не людей, но хотя бы книг), приводит к методу «тыка», затормаживает прогресс, а уж грабли разочарований можно будет складывать штабелями.

Да будут Теория и Практика равносильными крылами вашими…

…иначе вы куда-нибудь впечаетесь. Инфа 146%.

4. Инструментарий.

Весьма пользительно использовать хорошие инструменты, будь то фотоаппарат, осветитель или компьютер. Плохие будут отнимать ваше время и силы, заставляя вас превозмогать их несовершенство. Ничего, кроме усталости и раздражения они вам не принесут.

Однако, здесь, как и везде, есть свое «НО»!!!
Убедитесь, что инструменты, которыми вы пользуетесь, соответствуют степени вашего мастерства и просвещенности в данном вопросе.

И это не какая-то там высокопарная мудрость. Лично я сталкиваюсь с этим на каждом этапе своего обучения, самообучения, и, я все же надеюсь, роста. ))) Это действительно так. Бесполезно покупать набор акварели из 124 цветов, если вы еще толком не разбираетесь, как смешивать 3 основных. Вы просто не знаете, что с ними делать. Равно как и дорогой навороченный фотоаппарат принесет вам мало дивидендов, если вы с трудом понимаете, что такое матрица или фокусное расстояние.
Вы, конечно, меня спросите: Что плохого в том, что я буду пользоваться самыми лучшими инструментами, если, допустим, уже сейчас могу себе их позволить. Ведь надо, чтобы все лучшее?!
Не совсем. Я бы сказала так: надо, чтобы подходило вам такому, какой вы здесь и сейчас. Это очень плодотворная комбинация.
Иначе может возникнуть, ну, знаете, такое неловкое чувство, когда ваши инструменты лучше вас))).

Ваш уровень станет расти, а вместе с ним качество и сложность ваших инструментов. Потому, что каждый раз, поднимаясь на новую ступеньку, вы приобретаете знания и опыт. Приходит осознание и умение. Теперь вы знаете, как использовать более сложный инструмент, вы понимаете его и свои возможности и можете достичь новых лучших результатовю

Отдельной сторокой: Талант и Вдохновение.

Талант – это то, на что мы повлиять не можем, хотя в разной степени обладаем этим. Лично я верю, что в наличии таланта к чему-либо есть элемент Искры Божией, однако те кто, не разделяют подобных взглядов, наверное, могут считать это призом в генетической лотерее, причудой психологии или биологии. Все возможно.
Вдохновение пока мало изучено наукой. Вероятно, к кому-то оно приходит, когда человек, выспавшийся и сытый, чувствует подъем сил и хорошего настроения, меня оно обычно посещает во времена физического упадка, катастрофической нехватки времени, места и ресурсов. Это странная штука.
Во всяком случае, эти вещи не особо поддаются контролю или корректуре. Оставим их небесным эфирам.

Внешние факторы.

Здесь разговор в конечном итоге сводится к ограничениям, к неким внешним обстоятельствам, которые не вполне зависят от нас, однако мы можем хоть немного на них повлиять.

Ограничения.

Зачастую мы оказываемся помещены в некоторые рамки и вынуждены работать с тем, что есть. Средства, пространство, силы и здоровье, и, конечно, время! Этого всегда не хватает.

Самое главное, что я хотела бы сделать в этом разделе, это в некотором роде, предостеречь. Не стоит относиться к ограничениям, как к абсолютному злу, которое только и делает, что мешает вам. Если рассматривать ограничения как инструменты и пользоваться ими в этом ключе, то в большинстве случаев творческий потенциал только возрастает. Возможно, это звучит парадоксально, но жизнь иногда подкидывает такие вот оксюмороны. Разумеется, мы не ведем речь о невозможном. Никто не может сделать полноценный фотосет за 10 минут. Это не реально. Однако, если вы сами или кто-то еще дали вам мятый листок, огрызок карандаша из Икеи и всего 10 минут, чтобы придумать концепцию фотосета, её обоснование и план реализации… Итог может получиться даже лучше, чем если бы вы просидели над этой задачей целую неделю и перелопатили гигобайты референсов. Такая ситуация, конечно, не всегда хороша. В таких условиях кто-то испытывает подъем и чувствует вызов, кому-то для работы, наоборот, нужна спокойная обстановка. Однако, если уж мы часто попадаем в ситуации нехватки времени, инструментов и ресурсов то лучшее, что мы можем сделать – работать с тем что есть и отбросить колебания.

Как это выходит?

Ограничения, несомненно, принуждают нас работать под некоторым давлением, легким или сильным. Но вместе с тем, они делают еще одну важную вещь – заставляют сосредоточиться и не размениваться на лишнее. Вы знаете, что сделали эту работу именно так, именно за этот срок, именно с этими ресурсами. У вас не было большего в тот момент, и вы со всей изобретательностью вытащили все, что смогли из того, что есть. Да, такая работа вряд ли будет сногсшибательной (хотя порой бывает как раз наоборот!), она скорее всего будет необходимой и достаточной. Но…. Работа будет сделанной! А это, поверьте, гораздо лучше, чем любое совершенство, существующее только в голове автора и нигде больше.
А если ваши ограничения не были такими уж суровыми и вполне вам подходят, не вызывая раздражения, то это весомая предпосылка для хорошего результата.
В противном случае можно попасть в ловушку перфекционизма.
Если ни вы сами, ни кто-то еще не ограничивают вас во времени и способах исполнения – в этой патоке можно барахтаться вечность, ожидая, что и ваша работа, соответственно, будет обладать бесконечным качеством.

Некие здоровые адекватные рамки, касающиеся времени и ресурсов, весьма стимулируют творческий процесс. В конце концов, бесконечность – это не та вещь, с которой, мы, люди, можем хорошо управляться. ))))

Отдельной строкой: Другие люди и их благие/корыстные намерения.
Это очень сложный вопрос, и нам, вероятно, придется смириться с тем, что он не вполне в нашей компетенции. Почти всегда есть кто-то еще. Это заказчики, начальники, коллеги, ассистенты, учителя, ученики, наконец, просто наши домочадцы.
Мы можем соглашаться с ними, не соглашаться, идти на компромиссы, бороться или спасаться бегством за Канадскую границу, но лучше, конечно, доводить проекты до конца несмотря ни на что. Ведь это другие люди и у них свои планы.
Во всяком случае, наши собственные тараканы все еще с нами и они ждут, чтобы мы провели среди них разъяснительную работу.
На космическом корабле…
В Большом Театре…

А я, в свою очередь, желаю вам успеха в творческих начинаниях!